Ноя 01 2014

Рябова Татьяна Вячеславовна

Автор: | 10:46 | В рубриках Материалы

Использование методов развития творческого воображения дошкольников,

как средство музыкального воспитания

 

ФИО, должность: Рябова Татьяна Вячеславовна, музыкальный руководитель

Наименование организации: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №147 «Сосенка»

Почтовый адрес: 445046, Самарская область, г. Тольятти, ул. Громовой,2

Телефон автора: 8-917-9696496

Email автора: metod147@yandex.ru

 

Многократное увеличение информационного потока требует от педагогов поиска новых способов работы с детьми. Многие понимают, что необходимо организовывать работу с ребенком таким образом, чтобы он умел работать с любой информацией, обладал развитым воображением, творческим мышлением и имел навыки работы с творческими задачами.

Я сделала подбор и создала копилку игрового дидактического материала, которые использую на музыкальных занятиях.

Предлагаю игровые задания, которые могут использовать педагоги в музыкальной образовательной деятельности в работе с дошкольниками.

Развитие классификационных умений

у детей  6-7 лет на музыкальных занятиях

Умение самостоятельно создавать основания под классификацию объектов окружающего мира – одно из составляющих творческих способностей человека. Основным показателем уровня интеллектуального развития ребенка является уровень сформированности операций классификации под заданный признак.

Для детей 6-7 лет мной была создана классификационная схема «Музыка», способствующая развитию умения определять основные показатели музыкального произведения. Такая схема предусматривает формирование у детей умений рассматривать музыку (музыкальные произведения) по набору признаков ее характеризующих. В качестве мотива, позволяющего освоить признаки музыкального произведения, являлась игра «Да – Нет».

Составление схемы велось последовательно от занятия к занятию. Дети были непосредственными участниками в ее составлении.

 

Последовательность составления схемы:

  1. На первом этапе мы выяснили с ребятами, что музыка может звучать в песнях, танцах и произведениях для слушания. (Жанр музыкального произведения: танцевальный, песенный и др.).
  2. На втором этапе усвоили, что песни, танцы и музыка для слушания могут быть написаны отечественными и зарубежными композиторами, познакомились с песнями и танцами разных народов и стран.
  3. На следующем этапе делили песни и музыку для слушания на народные и авторские, а танцы на народные, бальные и спортивные и т.д.. Этот этап оказался самым трудоемким, так как детям, прежде чем открыть новую подсистему, предстояло познакомиться с большим количеством песен, танцев, произведений разного жанра и вида.
  4. Следующие занятия были посвящены музыкальному ладу и темпу. Эти два этапа оказались для ребят наиболее легкими, так как дети свободно разбирались в понятиях «минор – мажор», а также «медленно – умеренно – быстро».
  5. Далее мы выяснили, что музыкальные произведения могут быть исполнены разным количеством людей. Для этого важно было познакомить детей с понятиями «солист – соло», «дуэт», «ансамбль», «хор», «оркестр».
  6. Следующее занятие было посвящено тем, кто исполняет произведение, т.е. возрасту и полу исполнителей. Мы с ребятами выяснили, что произведение может быть исполнено мужчинами, женщинами, мальчиками и девочками. А также уточнили, что произведения могут быть исполнены одновременно лицами разного пола.
  7. Завершающим этапом были занятия по выявлению места воспроизведения заданной музыки. Мы выяснили с детьми, что музыка может звучать в мультфильмах, кинофильмах, на сцене, на празднике, в балете и т.д.

Каждый раз, прежде чем мы открывали новую подсистему в нашей схеме, обязательно закрепляли пройденный материал. Одновременно на всех этапах производилась серия игр, заданий: «Угадай мелодию», «Узнай танец по движению», «Встреча с композитором», «Изобрази музыку», «Графические партитуры», «Сколько нас поет?», «Мы играем на…», «Я пойду на концерт…» (вариант игры «Еду я на Север…»), «Скажи наоборот», «Музыкальная шкатулка» и другие.

Когда дети научились определять характерные признаки музыки (музыкального произведения), мы провели серию игр «Да – Нет» на загаданное произведение. Сначала ведущим был взрослый, а дети с помощью вопросов, основанных на сужении поля поиска, узнавали загаданное произведение. Затем ведущими были дети.

 

Вопросы можно задавать по следующей схеме:

ЖАНР

Танец.

Песня.

Музыка для слушания.

МЕСТО СОЗДАНИЯ

Отечественная музыка.

Зарубежная.

АВТОРСТВО

Народная.

Авторская.

ВИД ТАНЦА

Спортивный.

Бальный, народный, образный.

ХАРАКТЕР МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Веселый.

Торжественный.

Взволнованный.

Грустный.

Страшный и т.д.

ТЕМП

Быстрый.

Умеренный.

Медленный.

КОЛИЧЕСТВО ИСПОЛНИТЕЛЕЙ

Солист.

Дуэт.

Ансамбль.

Хор.

Оркестр и т.д.

ВОЗРАСТ И ПОЛ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ

Женщина.

Мужчина.

Мальчик.

Девочка.

МЕСТО ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ

Мультфильмы.

Кинофильм.

Сцена (балетная, оперная…).

Праздник в детском саду и др.

Игра проводится с уже знакомыми детьми произведениями.

Примерная последовательность детских вопросов,

на которые необходимо ответить «да».

 

Ведущий: Я загадала музыкальное произведение, спрашивайте меня о нем.

  • Эту музыку мы слушаем?
  • Это зарубежная музыка?
  • Это авторское произведение?
  • Его автор Хачатурян?
  • Это произведение написано в мажоре?
  • Темп произведения быстрый?
  • Его исполняет оркестр?
  • В оркестре играют мужчины? (Неизвестно).
  • Это произведение исполняется на сцене?
  • Эта музыка написана для балета?
  • Это «Танец с саблями»?

Вопросы можно задавать не в строго указанной последовательности.

Такие игры мы проводим как часть музыкального занятия, а дети с удовольствием играют в «Да – Нет» на музыкальных развлечениях и в свободное от занятий время. Результат нашей работы состоит в том, что дети усваивают классификационную структуру музыки, увеличивается объем музыкальных знаний. Дети более глубоко знакомятся с разными видами музыкального искусства, с различными жанрами музыкальных произведений. Ребята учатся слушать и анализировать ответы и вопросы других детей. В ходе нашей работы у детей сформировались такие важные качества, как наблюдательность, находчивость, сообразительность, познавательная активность.

 

Игровые задания на музыкальных занятиях

 

Детям дошкольного возраста интересно все новое, которое мы – взрослые, открываем перед ними. Но как же быть с закреплением пройденного материала, который уже известен детям и не вызывает прежнего интереса?

Для того, чтобы повысить интерес детей к такому роду занятий, мы стараемся создавать новые музыкальные игры. Мы предлагаем серию игр, которые могут быть использованы как на занятиях, так и в самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников.

 

Игра «Загадалки – исправлялки»

 

Цель: активизировать память детей, способствовать развитию чувства юмора.

Материал: картотека, составленная музыкальным руководителем, с песнями – загадалками (перерифмованные знакомые детские песни).

Ход игры:

М.р.: Ребята, все вы знаете песню «Чунга – Чанга». Сегодня я эту песенку спою вам с другими словами. Вы внимательно слушайте и исправляйте меня. Итак, песня «Лумба – Мумба».

Далее педагог исполняет строчку из песни-загадалки, а дети поют в исправленном варианте.

 

 

Вариант песни – загадалки «Лумба – Мумба».

Лумба – Мумба – красный небосвод,

Лумба – Мумба и зима весь год.

Лумба – Мумба – грустно мы живем,

Лумба – Мумба – плачем и орем.

Лумба – море, Лумба – море

Тяжело жить на просторе,

Тяжело жить на просторе,

Лумба – Мумба!

Наше горе постоянно:

Мыть орехи, пить какао,

Мыть орехи, пить какао,

Лумба – Мумба!

Лумба – Мумба – худшее из мест,

Лумба – Мумба – беды много лет.

Лумба – Мумба, кто здесь прожил год,

Лумба – Мумба – больше не придет.

Примечание: Дети должны хорошо знать основной вариант песни.

Предлагаю примерные варианты загадалок:

 

В ЛЕСУ РОДИЛАСЬ БЕЛОЧКА

 

В лесу родилась белочка,

В лесу она росла.

Весной и летом толстая

Вся рыжая была.

 

Луна ей пела песенку: –

Эй, белочка, вставай!

Сосна хвоей укутала

Смотри, не простывай.

 

А смелый дятел синенький

Над белочкой летал.

Однажды лев, лохматый лев,

Как мышка проползал.

 

ПЕСЕНКА ПРО СЛОНЕНКА

 

В траве сидел слоненок,

В траве сидел слоненок,

Совсем как поросенок

Сиреневый он был.

 

Ничего себе, ничего себе,

Совсем как поросенок.

Ничего себе, ничего себе,

Сиреневый он был.

 

Он ел одну лишь кашку,

Он ел одну лишь кашку,

Не трогал и букашку

И с зайцами дружил.

Но вот пришла лисица,

Но вот пришла лисица,

Худющая как спица

И слопала слона.

 

ПЕСЕНКА НЕВАЛЯШКИ.

 

Он был когда-то милой

Игрушкой некрасивой,

К которой на базаре

Каждый подойдет.

Теперь он Неваляшка,

И каждая букашка

При встрече, сразу

Ухо подает.

 

Ему везло сначала

И даже так бывало,

На праздник к Неваляшке

Никто не приходил.

Теперь он вместе с Тошей,

Ведь он такой хороший,

Он самый злющий

В речке крокодил.

 

СПЯТ ВЕСЁЛЫЕ ПОДУШКИ.

Спят веселые подушки,

Мишки спят.

Одеяла и лягушки

Ждут ребят.

 

Даже папа спать ложиться,

Чтобы утром не лениться.

Ты ему скажи:

– Спи, спи,  спи…

 

В цирке можно покататься

На слоне.

По арене там промчаться

На осле.

 

И с тигренком подружиться,

И поймать за хвост лисицу.

Ротик закрывай,

Баю-бай.

 

ПЕСЕНКА ПЕТИ И ТАПОЧЕК

 

На песочке я сижу,

На песочек я гляжу.

Все сижу, и сижу,

На песочек я гляжу.

 

Бегемот-мот-мот плывет,

Человек-век-век идет.

Только я все сижу,

На песочек я гляжу.

 

Рядом тапочки лежат

И шнурками шевелят.

Только я все лежу

И на тапочки гляжу.

 

Творческие  работы воспитанников МБУ д/с № 147 и их родителей
по составлению «Загадалок – исправлялок» (песня «Антошка»)

 

«Максимка» 

  1. Максимка, Максимка,

Пойдем срывать малинку!

Тими – тими, таре – таре,

Это мы не запасали!

Траля-ля-ля, траля-ля-ля!

 

  1. Максимка, Максимка,

Сыграй нам на резинке!

Трали-ля-ли, трали-ля-ли,

Траля-ля-ля, траля-ля-ля

 

  1. Максимка, Максимка,

Готовь к обеду крынку!

Трали-ля-ли, трали-ля-ли,

Траля-ля-ля, траля-ля-ля

 

Тихоновы Елена и мама

подгот. гр. № 9

«Кирюшка» 

  1. Кирюшка, Кирюшка,

Пойдем сажать петрушку!

Тили-тили, трали-вали,

Мои пальчики устали,

Вы совсем меня достали!

Терьям-пам-пам, терьям-пам-пам!

 

  1. Кирюшка, Кирюшка,

Сыграй для нас частушку!

Тили-тили, трали-вали,

Мои пальчики устали,

Вы совсем меня достали!

Терьям-пам-пам, терьям-пам-пам!

 

  1. Кирюшка, Кирюшка,

Готовь к обеду кружку!

Тили-тили, трали-вали,

Лучше слов мы не слыхали,

С этих слов бы начинали!

Терьям-пам-пам, терьям-пам-пам!

Тереховы Никита и мама

подгот. гр. №12

«Настенка» 

  1. Настенка, Настенка,

Пошли доить Буренку!

Это мы не проходили,

Это нам не задавали!

Тарам-пам-пам!

Парам-пам-пам!

 

  1. Настенка, Настенка,

Сыграй нам на ведерке!

Это мы не проходили,

Это нам не задавали!

Тарам-пам-пам!

Парам-пам-пам!

 

  1. Настенка, Настенка,

Готовь нам поросенка!

Это мы не проходили,

Это нам не задавали!

Тарам-пам-пам!

Парам-пам-пам!

Кузьмины Настя и мама

ст. гр. № 11

«Настюшка» 

  1. Настюшка, Настюшка,

Пойдем играть в игрушки!

Дили-дили, трали-вали!

Это мы не проходили,

Это нам не задавали!

Тарам-пам-пам, тарам-пам-пам!

 

  1. Настюшка, Настюшка,

Сыграй нам на подушке!

Дили-дили, трали-вали!

Это мы не проходили,

Это нам не задавали!

Тарам-пам-пам, тарам-пам-пам!

 

  1. Настюшка, Настюшка,

Готовь обед подружкам!

Дили-дили, трали-вали!

Это мы не проходили,

Это нам не задавали!

Тарам-пам-пам, тарам-пам-пам!

Плюснины Настя и папа

ст.гр. № 11

«Олежка» 

  1. Олежка, Олежка,

Пойдем возить тележку!

Что вы, что вы,

В самом деле!

Мои ручки заболели!

Вы меня бы пожалели!

Парам-пам-пам!

 

  1. Олежка, Олежка,

Сыграй нам на орешке!

Что вы, что вы,

В самом деле!

Мои ручки заболели!

Вы меня бы пожалели!

     Парам-пам-пам!

 

  1. Олежка, Олежка,

Готовь скорей пельмешки!

Что вы, что вы,

В самом деле!

Я помощник в этом деле!

Откажусь теперь едва ли!

Парам-пам-пам!

Москвины Костя и мама

ст. гр. № 10

 

Игра «Узнай свой инструмент»

 

Цель: активизировать память, внимание; закреплять знания о классификации музыкальных инструментов.

Материал: карточки с изображением музыкальных инструментов.

Ход игры:

М.р.: Ребята, к какой группе относятся музыкальные инструменты, изображенные на этих карточках?

Д.: К группе струнных инструментов (ударных, клавишных, духовых).

М.р.: Давайте вспомним названия этих инструментов.

Д.: Скрипка, гитара, балалайка, арфа, контрабас, электрогитара…

М.р.: Сейчас я раздам вам эти карточки так, что вы будете видеть инструменты только ваших товарищей. Смотрите внимательно. Тот инструмент, которого не хватает – у вас.

Далее музыкальный руководитель просит детей убрать руки за спину, и затем раздает карточки.

М.р.: Если отгадали свой инструмент, подойдите и скажите мне на ухо.

Ребята, которые отгадали свой инструмент – садятся, а их карточки раскладываются на столе.

Вариативность:

  1. Дети, которые отгадали свой инструмент, не садятся, а ждут, пока не отгадают все участники игры и только потом называют свой инструмент.
  2. Раздаются карточки из разных групп музыкальных инструментов. Тогда дети называют инструмент и его группу.

Примечание: игра проводится, когда дети знакомы с музыкальными инструментами и умеют выделять их признаки.

 

 

 

Игра «Музыкальный ринг»

 

Цель: развивать умение узнавать действие объекта по жесту, изображенному на карточке или показу.

Материал: набор карточек с изображением людей, имитирующих игру на музыкальных инструментах.

Ход игры:

Музыкальных руководитель предлагает детям определить на чем играет тот или иной музыкант, и объяснить, почему они так думают.

Вариант игры: взрослый или ребенок имитируют игру на каком-либо инструменте.

Примечание: игра проводится, когда дети знакомы со способами игры на разных  музыкальных инструментах.

 

Игра «Угадай музыкальный знак» (линейная «Да – Нет»)

 

Цель: совершенствовать умение сужать поле поиска; ввести понятия «между», «перед», «после».

Материал: фланелеграф, с изображением нотного стана; фигурки с изображением музыкальных знаков (ноты, ключи, паузы…).

Ход игры:

Музыкальный руководитель загадывает музыкальный знак, дети, сужая поле поиска с помощью вопросов, угадывают его.

 

Игра «Иду я на концерт»

(вариант игры «Еду я на Север…»)

 

Цель: учить выделять признак объекта и обобщать группы объектов по этому признаку.

Ход игры: игра проводится с подгруппой детей, используя объект, музыкальный руководитель определяет для себя, какой (например, песни В. Шаинского).

 

  • Я иду на концерт, и буду слушать произведение «Чунга-чанга». Кто пойдет со мной на концерт?

Дети понимают, что должны называться песни В. Шаинского, и говорят свой вариант. Через 3 – 4 ответа музыкальный руководитель повторяет ответы детей, чтобы не было повторов. В конце игры делается вывод: мы сегодня слушали произведения В. Шаинского. Кто называет неправильно, «на концерт» не пойдет.

Можно идти на концерт других композиторов, на концерты народных инструментов, только струнных, только духовых и т.д..

 

«Наоборот»

 

Цель: закрепление словарного запаса, музыкальных терминов.

Ход занятия: игра заключается в том, что педагог (а со временем и сами дети) кидает мяч по очереди каждому ребенку, называя антоним из какой-нибудь пары. Ребенок должен бросить мяч обратно, назвав при этом парный антоним. Непонятные слова воспитатель обязательно должен объяснить.

Веселый – грустный (печальный);

Громко – тихо;

Минор – мажор;

Далеко – близко,

Форте – пиано,

Высоко – низко и т.д..

 

Работа с «Кольцами Луллия»

 

Цель: закрепление названий музыкальных произведений и их авторов, определение на слух музыкальных инструментов, закрепление словаря, характеризующего эмоционально-образное содержание музыки.

Ход игры: Кольца Луллия состоят из 3-х кругов, разделенных на 8 секторов.

Большой круг – 8 слов, характеризующих эмоционально-образное содержание.

Средний круг – 7 секторов с изображением героев музыкальных произведений, 1 сектор  – ? (новое произведение).

Малый круг – 7 секторов с изображением музыкальных инструментов, один сектор – ? (прозвучавший инструмент в отрывке музыкального произведения и не изображенный на круге).

Дети крутят средний круг, выпадает сектор с изображением какого-либо героя. Затем прослушивается отрывок из этого музыкального произведения. Ребята выбирают характер музыки и музыкальный инструмент, который звучал.

Пример: если ребята хорошо знают музыкальное произведение, то оно не прослушивается, но обговаривается та часть музыкального произведения, про которую говорит ребенок.

Примечание: количество кругов может увеличиваться в соответствии с количеством рассматриваемых признаков.

 

«Да – нет» на загаданный объект.

 

Цель: учить сужать поле поиска, классифицировать музыкальные инструменты и музыкальные произведения.

 

Ход игры: Педагог загадывает музыкальный объект, дети с помощью вопросов определяют его. Вопросы направлены на определение:

  1. вида музыкального инструмента (духовые, клавишные, ударные, струнные и др.);
  2. после уточнения вида определяется способ звукопроизношения (смычковый, щипковый и др.);
  3. материала (дерево, металл, пластик, кожа, керамика и др.);
  4. при необходимости определяется форма (инструмента и его части), размер (в сравнении с конкретным предметом), способ игры (руками, ногами, губами и т.д.).

Примечание: первый вопрос всегда определяет вид инструмента, последовательность других не имеет значения.

Вариант игры: Педагог может загадать не целый объект, а его часть. Например, струну у гитары, педаль у рояля, гриф у контрабаса и т.д.

 

«Раз, два, три … ко мне беги!»

(с 3-х лет)

 

Цель: упражнять в сравнении систем и подсистем.

Ход игры: педагог раздает всем играющим картинки с изображением музыкальных инструментов.(В зависимости от возраста содержание картинок меняется). «Раз, два, три, все, у кого есть смычок ко мне беги!» подбегают те дети, у которых на картинке изображен струнный смычковый инструмент. «Раз, два, три, все ударные инструменты ко мне беги!» «Раз, два, три, все кто сделан из дерева ко мне беги!» и т.д.

Примечание: в более старшем возрасте можно использовать задания на надсистему? «Раз, два, три, все народные инструменты ко мне беги!»

 

«Теремок»

 

Цель: упражнять в сравнении систем.

Ход игры: детям раздаются различные предметные картинки. Один ребенок (или воспитатель в младшей группе) выполняет роль ведущего. Сидит в «теремке». Каждый приходящий в «теремок» сможет попасть туда только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются слова: «Тук-тук. Кто в теремочке живет?»

Примечание: в ходе игры ведущий может менять установки: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты похож на меня. Или : «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты отличаешься от меня»

 

«Придумай инструмент»

(МТ – морфологическая таблица)

 

Цель: учить находить взаимосвязь между звуком и материалом, из которого можно извлечь этот звук; придумывать с помощью МТ не существующие музыкальные инструменты.

Ход игры: педагог показывает, созданную вместе с детьми на прошлых занятиях МТ.

 

Треск

Вибрация

Стук
Скрип
Звуко-извлечение 

 

 

 

Материал

Дерево Металл Керамика Кожа Пластик

Дети находят взаимосвязь звука с материалом по МТ. Называют существующие музыкальные инструменты, определяют несуществующие звуки в природе при данной взаимосвязи, придумывают новые музыкальные инструменты на основе воспроизводимого звука.

 

Такие игры способствуют лучшему усвоению и закреплению музыкальных терминов и понятий. В процессе игр активизируется память детей, решаются проблемные ситуации, совершенствуются классификационные умения. Дошкольники с большим удовольствием играют в такие игры. Попробуйте и вы включать такие игровые задания в непосредственную образовательную деятельность. Уверена, что они помогут вам в вашей работе.

 

 

 

см. Приложение

Продукт совместной деятельности детей и родителей –Приложение

 

 

 

Литература

  1. Сборник методических материалов для педагогов образовательных учреждений – Ульяновск, 2002.
  2. Сборник методических материалов детского сада 147 «Сосенка» – Ульяновск, 2003.
  3. Сидорчук Т.А., Корзун А.В. «Воображаем, размышляем, творим…» – Мозырь, 2006.
  4. Творческая мастерская. Каталог стихов. – «Справочник музыкального руководителя», №5, 2013

 

Комментарии к записи Рябова Татьяна Вячеславовна отключены

К сожалению, отзывы пока закрыты.