Май 24 2018

Перерукова Г. А.

Автор: | 12:01 | В рубриках Материалы

Перерукова Г. А., воспитатель,

 МБДОУ «Детский сад № 128 г. Череповец

 

Опыт освоения детьми анализа литературных произведений

 

Речевая подготовка детей к школьному обучению была и остается проблемой в дошкольной практике. При этом одна из сложных задач  ̶ формирование умения понимать смысл литературных произведений.

Работа с детьми по освоению анализа литературных произведений начинается с 4,5 лет, но подготовительные игровые упражнения – уже во 2-й младшей группе. Полный цикл работы с литературным текстом: включает все этапы, не только непосредственно анализ героев, но и всю линию, начиная с восприятия текста.

  1. Для обеспечения устойчивого интереса к составлению смысловых характеристик литературных произведений целесообразно использовать игру «Да-Нет».

Ведущий произносит заведомо не точно составленный код текста какого-либо литературного произведения и представляет это детям как загадалку. Например, кое-кто совершил плохой поступок и за это был наказан.

Поток вопросов структурируется в определенной последовательности:

  • Выяснение уровня реальности ситуации (в данном случае литературное произведение)
  • Установление жанра литературного произведения (рассказ, сказка, басня)
  • Выяснения признаков первого объекта
  • Выяснение признаков второго объекта
  • Установление места происходящего
  • Установление связей между объектами
  • Выяснение времени происходящего
  • Выяснение характеристик сопутствующих или предполагаемых объектов.

 

  1. Затем обучаем детей созданию абстрактных моделей литературных произведений.

Цель: Обучение детей кодированию содержания знакомых произведений. Формирование навыков перехода от конкретной ситуации к ее абстрактному описанию.

  1. Чтение текста с последующей схематизацией основных событий сюжета. Прием «Раскадровка».

Важно задать образец условного, схематического рисунка, чтобы дети не тратили время на ненужные детали, раскрашивание рисунка. Договариваемся, что переходом от кадра к кадру является то, что:

  • появляется новый или удаляется уже действующий герой;
  • действие переносится в другое место;
  • резко меняются действия героев».

Первые раскадровки делает воспитатель.

  1. Описание событий по схеме.

Перечисляя события, изображенные в каждом кадре, дети усваивают план пересказа. Так происходит обобщение сюжетных событий.

  1. Называние каждого кадра предложением. В отличие от предыдущего этапа четко обозначаем главное событие. Так получается план.
  2. Описание каждого кадра с достаточной степенью подробности.

Каждый кадр рассматривается достаточно детально: дети рассказывают, как выглядит герой, что можно увидеть или услышать там, где происходят события и т. д.

 

 

 

 

Дополнительные тренинги (Игры с кадрами)

  • “Что за чем” – выкладывание перетасованных кадриков.
  • “Всё в сказке перепуталось” – исправить неправильный порядок кадров, разложенных воспитателем.
  • “Лови ошибку” – все кадры выкладываются правильно, а местами меняются только 2.
  • “Раньше – позже” – ребенок выбирает 2 кадрика и рассказывает, что было раньше, а что позже по событиям.
  • “Что потерялось” – прячем один кадр.
  • Разыгрывание отдельных кадров в драматизации.
  • Игра “Да-Нет” с сюжетной линией (для старшей группы). Воспитатель загадывает какой-то эпизод, схематизированный в одном их кадриков. Дети должны отгадать его, задавая вопросы так, чтобы можно было ответить “да” или “нет”. Этот тренинг вырабатывает умение осмысленно задавать вопросы по сюжету сказки, его героям и их поступкам, целенаправленно сужая поле поиска решения. Главное правило: постараться задавать такие вопросы, которые максимально приближают к ответу.

III. Анализ поступков и выявление свойств характера героев.

  1. Рассмотрев литературные произведения, можно заметить, что для многих произведений характерна развитая сюжетная линия, но в тексте не содержатся богатые описания героев, а тем более нет суждений о мотивах, характерах, морали. Получается, что ребенок должен сам все это определить, используя только описанные в сказке события. Это очень сложная задача, мы используем определенный порядок анализа, где для каждого героя определены несколько взаимосвязанных вопросов. Именно взаимосвязь позволяет использовать ответы на одни вопросы для следующих суждений. Детям становится ясна логическая цепочка рассуждений, и задача перестает быть трудной. Любое событие в жизни или сказке имеет свои последствия и результаты. Это то, что мы называем причинно-следственными связями. Причиной того или иного действия героя является цель. А цель – показатель характера. Таким образом, анализируя причинно-следственные связи между событиями в сказке, мы неизбежно выходим на анализ характеров героев. Раскадровка позволяет последовательно проанализировать все действия и цели героев сказки в их логичной последовательности. И выяснить, что у одного и того же героя проявляются порой не только различные, но и прямо противоположные черты характера. И судить о нём можно только после того, как проанализируешь действия и поступки до конца. Следует проследить по каждому кадру – что делает каждый герой и как это его характеризует. Что герой делает и почему? Если он так поступает, то значит, он какой? Какая черта характера тут проявилась? Это хорошо или плохо? Перечислить все характеристики. Определить, какая черта проявляется больше всего? При чтении сказок обращать внимание детей на проблемы героев (какое ключевое действие привело к появлению проблем, где ключевым является какое-то необдуманное действие) и способы их решения.

Литературное произведение нельзя анализировать в общем, только по линии героя, и мы это делаем в следующей последовательности:

  1. Цель героя (что хотел?)
  2. Что мешало?
  3. Что делал герой, чтобы решить проблему? (зачитываются действия героя от момента появления проблемы до результата)
  4. Определение черт характера героя, исходя из поступков. Выявление характера героя задача не из легких. Часто ребенок интуитивно чувствует характер героя, но не может подобрать нужные слова — запас слов не велик. Для этого с детьми собираем копилку слов.
  5. Решил ли герой свою проблему? Кто или что помогло решить проблему?
  6. Какой получился результат?

Дополнительные тренинги

  • “Когда герой был таким?” – называется черта характера героя, а дети называют тот эпизод сказки, когда у данного героя проявилась эта черта характера.
  • “Кто-то теряет – кто-то находит”. Берётся ситуация и смотрим, кто теряет там, а кто находит. Волк съел бабушку – кто теряет, кто находит.
  • “Если (поступок), то (+), но (-) – анализ последствий поступков”. Принять точку зрения героя и проанализировать последствия.
  • Составление загадок про героев по опорам А.А. Нестеренко.
  • Загадки, составленные на основе 3-5 признаков: о ком загадка: он был серый, хвостатый и зубастый? Да, это волк.
  • Особое направление составляют “молчаливые загадки”. Детям предлагается загадать и отгадать героя сказки по жестам, мимике и действиям
  • Составление “копилок” (картотек) черт характеров героев, их целей (в старшем возрасте).
  1. IV. Совет или жизненное правило формулируется на основе причинно-следственных связей, в которых заключается мораль сказки.

Совет герою дается в том случае, если герой не решил проблему или решил в ущерб кого-то (чего-то). Если герой поступил правильно, то формулируется жизненное правило.

Совет или жизненное правило составляются по трем основным опорам:

  1. 1. Действие — результат.
  2. Цель — результат.
  3. Характер — результат.

На первых порах, чтобы помочь детям освоить модель построения причинно-следственных связей, нужно соединить два кадра в сюжетной линии: на первом герой совершает определенные действия и в них проявляются черты характера, на втором – последствия, к которым действия этого героя привели и с чем он остался.

Важно не дать детям одну, изначально заложенную мораль, а научить самостоятельно ее формулировать из каждой отдельно взятой ситуации. И в результате дети видят, что не каждый положительный герой до конца безупречен, а отрицательный герой может иметь положительные свойства характера.

Для того чтобы приобщить детей к народной мудрости, воспитатель подбирает разнообразные пословицы и просит детей выбрать нужную, ту что являются отражением морали сказки, которую автор хотел донести до читателей. Таким образом, собирается копилка пословиц, которые в дальнейшем дети уже сами используют как жизненное правило.

Например, возьмем кадры из сказки “Три поросенка”, где Наф-Наф строил кирпичный дом, и где этот же поросенок впускает к себе своих братьев. Вопрос к детям: “Что сделал Наф-Наф, какая черта характера тут проявилась?”. Дети: “Поросенок построил кирпичный дом, он трудолюбивый, старательный, предусмотрительный. Спасает своих братьев от гибели”. Воспитатель: “Какой вывод можно сделать?”. Дети: “Кто предусмотрительным бывает, тот и братьев из беды выручает”.

Закончить обсуждение можно вспомнив аналогичную ситуацию из жизни детей.

  1. V. Последний этап: возвращение к изначальной загадалке.

Воспитатель задает вопрос о правильности составленной загадалки?  Выясняется ошибка или неточность, допущенная воспитателем, и дети составляют более точную загадку.

Важно отметить, что анализ литературного произведения не проводится сразу после прочтения, необходимо время для его художественного восприятия. Нужно четко определить задачи к занятию и тогда уже решить, что из вышеперечисленного алгоритма взять для обсуждения (например, после раскадровки закончить пересказом по составленному плану или совсем выпустить раскадровку и поработать над анализом поступков героев).

Если провести рефлексию нашей деятельности, то можно сказать, что, используя методику кодировки и анализа литературного текста на доступном художественном материале, мы формируем универсальную умственную деятельность дошкольников. Положительным результатом работы считаем то, что с пересказом по раскадровке через некоторое время хорошо справляются даже «слабые» дети и получают удовлетворение от выполненного задания. Дошкольники на протяжении учебного года, без особых на то усилий, усваивают обобщенный алгоритм анализа сказки и находят аналогичные ситуации в своей жизни, занимаясь при этом                           с желанием и интересом.

 

Комментарии к записи Перерукова Г. А. отключены

К сожалению, отзывы пока закрыты.